Как сделать поведение работников безопасным
Почему работники ведут себя опасно
лежат в основе безопасности
Если работники пренебрегают правилами безопасности, важно понять, почему они так поступают. Опасное поведение работников складывается из четырех отрицаний:
- не умеет: не владеет необходимыми для работы знаниями, специальными методами, приемами, навыками или не способен усвоить и запомнить их;
- не может: испытывает недомогание, усталость, стресс, боязнь, эмоционально неустойчив, импульсивен или рассеян, пьян, физически слаб, плохо видит или слышит;
- не обеспечен: нет инструментов, материалов, средств защиты, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям условий, информации об опасностях для жизни и здоровья;
- не хочет: недобросовестен, безответственен, недисциплинирован, пассивен, любит рисковать или мотивирован нарушать правила.
Чтобы добиться от работников безопасного поведения на производстве, исключите эти четыре фактора.
Каждая составляющая формулы безопасного поведения работников — отдельный бизнес-процесс в СУОТ. Первые три фактора зависят от работодателя: он отбирает персонал, обучает его, организует медосмотры и проводит оценку профрисков. Но как вызвать у работника устойчивое желание работать безопасно?
Рисунок 1. Формула безопасного поведения работников
Как исправить поведение работников: 5 шагов для работодателя
Важно
Руководство должно проявлять приверженность требованиям охраны труда
Шаг 1. Покажите свою нацеленность на безопасность
Руководство исправит поведение работников, если начнет с себя. Нередко глава компании формально поддерживает инициативы по развитию культуры безопасности, но при этом сам остается в стороне. А когда речь заходит о затратах, проекты так и остаются проектами.
Следите, чтобы все руководители от высшего до линейного уровня показывали другим пример для подражания. То, как поступают руководители, с чем они мирятся и на чем настаивают, определяет норму поведения работников. Если начальник цеха не надевает каску в производственном помещении, то через некоторое время все работники цеха будут пренебрегать необходимыми средствами защиты.
Шаг 2. Оцените опасное поведение работников
Чтобы изменить процесс, его сначала нужно оценить. Есть две методики: для реального поведения, которое можно наблюдать на территории предприятия, и для потенциального — его называют профилем безопасности.
Поведенческие привычки в работоспособном возрасте уже сформированы. Изменить их или трудно, или невозможно. Но современная психология позволяет оценить персональный профиль по фактору отношения к безопасности и получить представление о сильных и слабых сторонах. На основании этих результатов строят индивидуальные обучающие программы, принимают кадровые решения и формируют бригады из наиболее подходящих друг другу сотрудников.
Скорректировать профиль безопасности работника позволит высокий уровень культуры безопасности. Он складывается из приверженности менеджмента, коммуникаций, вовлеченности сотрудников, обучения или информирования, мотивации и самообучаемости. Чем хуже ситуация с профилем безопасности сотрудников, тем выше должны быть требования к уровню культуры безопасности в организации.
Шаг 3. Развивайте культуру безопасности
Статья в тему
Оценить опасное поведение работников поможет статья «Поведенческий аудит безопасности»
Для этого руководству нужно взять на себя определенные обязательства. Сравните время, деньги и человеческие ресурсы, которые выделяют на поддержку безопасности, с производственными и финансовыми показателями. Результат покажет уровень мотивации здоровья и безопасности в организации.
Эффективные менеджеры должны подавать пример работникам. Приверженность безопасности подтверждают реальными действиями. Например, регулярными визитами руководителя в цех, остановкой производства для решения проблем. Если таких действий нет, работники будут убеждены, что работодатель ставит выше всего коммерческие интересы. Любые инициативы работодателя в таком случае работники будут воспринимать как циничные.
Вопросы о здоровье и безопасности сделайте частью повседневных рабочих бесед. Руководство должно активно слушать и воспринимать всерьез, что говорят сотрудники. Дайте работникам возможность участвовать в мероприятиях по безопасности, чтобы использовать знания, которыми они обладают.
Шаг 4. Работайте с персоналом
Налаженные коммуникации между руководством и персоналом предприятия создают атмосферу доверия. Это важно для культуры безопасности. Ведь работник, который не доверяет руководителю, не станет информировать его о происшествиях и проблемах в безопасности.
Есть два вида коммуникации: односторонняя и двусторонняя. Используйте оба вида, чтобы сформировать безопасное поведение работников. Какие формы могут иметь коммуникации, смотрите на рисунке 2.
Рисунок 2. Формы односторонних и двусторонних коммуникаций
Сотрудникам, которые развивают коммуникации в компании, нужно уметь убеждать, вызывать доверие у работников и обладать качествами лидера. Управленческие навыки понадобятся линейным руководителям, чтобы выводить работников на диалог. Убедите их проводить инструктаж на рабочем месте не по методу «начальник говорит, а подчиненный молчит».
Обратите внимание
Личностные качества отвечают за склонность работника к безопасному или опасному поведению
Шаг 5. Поддерживайте культуру безопасности
Демонстрируйте высокие стандарты безопасности при контактах с сотрудниками, начиная от размещения вакансии и интервью с кандидатом и заканчивая увольнением. Любой новый сотрудник должен знать, что вопросы безопасности на предприятии важнее всего. Руководитель должен поощрять каждый факт остановки производства, которое угрожает жизни и здоровью работников, даже если тревога была ложной.
Десять основных принципов безопасности
© Материал из Справочной системы «Охрана труда».
Подробнее: https://vip.1otruda.ru/#/document/189/760357/8aba63fe-b581-40e6-abd6-7233b02ce74f/?of=copy-4a2ef573e6