Теперь большинство проверок будут планировать и проводить по новым правилам – по чек-листам с учетом риск-ориентированного подхода. Каждое ведомство разработало критерии, по которым компании и предпринимателей поделили на группы риска и классы опасности. Чем больше риск – тем чаще будут проверки.
Что такое риск-ориентированный подход
Что такое риск-ориентированный подход
Каждую компанию и предпринимателя отнесли к одной из категорий риска или классу опасности. Чем выше категория – тем чаще будут проверки.
Чтобы отнести компанию и предпринимателя к одной из категорий риска, учли два параметра. Первый – тяжесть негативных последствий, если компания нарушит требования закона. Второй – вероятность, что компания допустит нарушение. Если вместо категории риска определяют класс опасности, учитывают только первый критерий.
Это указано в пунктах 6, 7 Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806 (далее – Правила от 17 августа 2016 г. № 806).
Как оценивают параметры, на основе которых определяют категорию риска или класс опасности:
1. Как оценивают тяжесть потенциальных негативных последствий |
2. Как оценивают вероятность потенциальных негативных последствий |
Анализируют подобные случаи и учитывают: · насколько тяжелыми могут быть последствия нарушения; · как часто возникают негативные последствия; · насколько сильно распространяются; · как трудно преодолеть негативные последствия
|
Анализируют результаты предыдущих проверок компании или предпринимателя и назначенные наказания |
Это следует из пунктов 8 и 9 Правил от 17 августа 2016 г. № 806.
Какие есть группы риска и классы опасности
Какие есть группы риска и классы опасности в рамках риск-ориентированного подхода
Для каждого вида надзора закон предусматривает категории риска либо классы опасности. Их может быть от трех до шести. Точное количество установят в положении о соответствующем виде надзора (п. 2, 3 Правил от 17 августа 2016 г. № 806). Например, для пожарного надзора установили пять категорий риска – нет категории с чрезвычайно высоким риском.
Все категории риска и классы опасности:
Категории риска |
Классы опасности |
Особенности проверок |
Чрезвычайно высокий риск |
1-й класс |
Плановую проверку проводят один раз в период, предусмотренный положением о соответствующем виде надзора |
Высокий риск |
2-й класс |
|
Значительный риск |
3-й класс |
|
Средний риск |
4-й класс |
Плановую проверку проводят не чаще одного раза в период, предусмотренный положением о соответствующем виде надзора |
Умеренный риск |
5-й класс |
|
Низкий риск |
6-й класс |
Плановые проверки не проводят |
Для каждой категории риска или класса опасности положение о соответствующем надзоре предусматривает периодичность проверок и другие условия.
Пример: Пожарная инспекция проверяет компании со следующей периодичностью:
Категория |
Периодичность |
Высокий риск |
Один раз в 3 года |
Значительный риск |
Один раз в 4 года |
Средний риск |
Не чаще чем один раз в 7 лет |
Умеренный риск |
Не чаще чем один раз в 10 лет |
Низкий риск |
Плановые проверки не проводят |
Компанию включат в план проверки на следующий год, если истекло указанное количество лет с последней плановой проверки или даты, когда объект ввели в эксплуатацию. Такие правила устанавливает пункт 21 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290.
Периодичность некоторых плановых проверок установило Правительство РФ. В этих случаях категория риска и класс опасности не имеют значения (п. 15 Правил от 17 августа 2016 г. № 806).
Как узнать, к какой категории риска или к какому классу опасности отнесли компанию
По каждому виду проверок госорганы разработали критерии, по которым компаниям будут присваивать категории риска или классы опасности.
Пример: Для ряда надзорных органов критерии уже утвердили:
Вид проверки |
Нормативный акт |
Пожарный надзор |
Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290, с Критериями отнесения объектов защиты к определенной категории риска |
Надзор в области гражданской обороны |
Изменения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 июля 2017 г. № 864, с Критериями отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска |
Надзор за соблюдением трудового законодательства |
Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875, с Критериями отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска |
Экологический надзор |
Изменения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 июля 2017 г. № 886, с Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к категориям риска |
Санитарно-эпидемиологический надзор |
Положение о федеральном государственном надзоре в области связи, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 июня 2013 г. № 476, с Критериями отнесения объектов государственного надзора к категориям риска |
Надзор в области связи |
Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 июня 2013 г. № 476, с Критериями отнесения объектов государственного надзора к категориям риска |
Определить категорию риска или класс опасности компании можно двумя способами.
Первый способ – посмотреть на сайте контрольного органа.
На сайте размещена информация, если компанию отнесли к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или к 1-му, 2-му, 3-му классу опасности (п. 12 Правил от 17 августа 2016 г. № 806).
Пример: Для проверок пожарной инспекции информацию о категориях риска можно посмотреть на сайте регионального подразделения МЧС России.
Второй способ – направить запрос в контролирующий орган.
Инспекторы ответят в течение 15 рабочих дней с даты получения запроса. В ответе укажут не только категорию риска, но и сведения, на основе которых присвоили категорию или класс (п. 13 Правил от 17 августа 2016 г. № 806).
Если компания не согласна с категорией или классом, можно написать заявление об изменении.
В заявлении указывают:
- полное наименование компании или Ф. И. О. предпринимателя;
ОГРН, ИНН; - адрес производственного объекта (если категорию риска или класс опасности присвоили такому объекту);
- информацию о категории или классе, которые присвоили ранее;
- адрес компании или предпринимателя, при необходимости почтовый адрес, телефон и e-mail.
К заявлению прикладывают документы о том, что компания соответствует желаемой категории риска или классу опасности.
Заявление рассмотрят в течение 15 рабочих дней с даты получения. По результатам изменят категорию или класс либо откажут с указанием причины.
В течение трех рабочих дней инспектор направит решение на почтовый адрес или e-mail компании, который указали в заявлении или в ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
Отказ можно обжаловать в вышестоящий орган или в суд.
Такие правила устанавливают пункты 17–22 Правил от 17 августа 2016 г. № 806.
Расчет категории риска и периода проверок ГИТ
Какие проверки проводят с учетом риск-ориентированного подхода
Какие проверки проводят с учетом риск-ориентированного подхода
Виды проверок, которые проводят с учетом риск-ориентированного подхода, утвердило Правительство РФ в Правилах от 17 августа 2016 г. № 806.
В полной мере положение о риск-ориентированном подходе заработало 1 января 2018 года (ч. 2 ст. 2 Закона от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ).
Полный перечень проверок, которые проводят с учетом риск-ориентированного подхода:
Федеральный и региональный надзор |
Лицензионный надзор |
Другие виды надзора |
1. Федеральный надзор · пожарный; · санитарно-эпидемиологический; · миграционный; · ветеринарный; · трудовой; · транспортный; · метрологический надзор (проводит Росстандарт); · энергетический; · экологический. Надзор в области: · защиты прав потребителей; · безопасности дорожного движения; · транспортной безопасности; · защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; · обращения лекарственных средств; · регулируемых государством цен (тарифов). 2. Региональный надзор · экологический; · ветеринарный; · строительный
|
Надзор за следующими видами деятельности: · управление многоквартирными домами; · сбор, перевозка, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I–IV классов опасности; · перевозка пассажиров автотранспортом, который оборудован для перевозок более восьми человек (кроме перевозки для собственных нужд компании или по заказам); · производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; · монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности; · тушение пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры |
· Земельный; · карантинный фитосанитарный; · жилищный. Надзор в области: · долевого строительства; · рекламы; · государственного оборонного заказа; · гражданской обороны; · антимонопольного законодательства; · контрактной системы (проводит ФАС России); · обращения медицинских изделий; · медицинской деятельности |
Как используют проверочные листы в рамках риск-ориентированного подхода
Как используют проверочные листы в рамках риск-ориентированного подхода
Проверочные листы или списки контрольных вопросов применят при плановых проверках, если это предусмотрено положением о надзорном органе или порядком организации и проведения соответствующего вида проверки.
Например, ГИТ, МЧС, Росприроднадзор применят проверочные листы при плановой проверке.
Внимание: списки контрольных вопросов, которые уже опубликовали, смотрите в разделе Проверочные листы.
Форму проверочного листа утверждает соответствующий надзорный орган. В проверочный лист включили все возможные вопросы, как на предприятии соблюдают обязательные требования законодательства, либо только самые значимые вопросы.
Если проверка проходит с использованием проверочных листов, то их реквизиты укажут в распоряжении на проверку, а заполненные листы приложат к акту проверки.
Внимание: надзорный орган при плановой проверке с применением проверочных листов не вправе проверять вопросы, которых нет в этих листах.
Это следует из пунктов 11.1–11.5 статьи 9, пункта 5.1 статьи 14 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, постановления Правительства РФ от 13 февраля 2017 г. № 177.
Как ГИТ проведет плановую проверку по чек-листам
С 1 января 2018 года ГИТ проводит плановые проверки предприятий, которые отнесли к категории умеренного риска по чек-листам. Остальные предприятия начнут проверять по чек-листам с 1 июля 2018 года. Инспектор не вправе выходить за рамки чек-листов, поэтому если подготовиться заранее, то инспектор не сможет оштрафовать предприятие или специалиста по охране труда.
Как подготовиться к плановой проверке
При плановых проверках инспекторы запросят документы по всем направлениям трудового законодательства. Чтобы подготовиться, проверьте ключевые моменты по списку чек-листов.
Для проверки отдельных видов работ, таких как газоопасные, огневые и т. п., инспектор труда использует дополнительные чек-листы.