КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ОХРАНУ ТРУДА С НУЛЯ ЗА ПЯТЬ ШАГОВ

Ольга Гревцева
Ольга Гревцеваруководитель направления «Охрана труда» Актион-МЦФЭР

Если на предприятии работа по охране труда не велась и не от кого принять дела, начните работу с составления акта о том, что никаких документов по охране труда вам не передали, чтобы избежать неприятностей в дальнейшем. После составьте списки на обучение и направьте сотрудников в учебный центр. Следующим шагом разработайте и утвердите документацию по охране труда. Разберитесь с процедурами СОУТ и медосмотров, а также проконтролируйте работу с СИЗВыявите риски и составьте план по их устранению. Проверьте, когда вам ждать проверку, на сайте ГИТ.

С ЧЕГО НАЧАТЬ

Составьте акт, в котором укажите, что документы вам не передали и вы будете выстраивать систему управления охраной труда с нуля. Подпишите акт у руководителя кадровой службы и юриста. Это поможет избежать вопросов в случае, если до этого какие-то ЛНА по охране труда существовали, но вам о них не сообщили.

Проконтролируйте, чтобы составили приказ о вашем назначении на должность специалиста по охране труда.

Кликните на картинку, чтобы прочитать ответ

ШАГ 1. ОБУЧЕНИЕ

Запросите в отделе кадров штатную расстановку. По ней составьте список работников, которых нужно направить на обучение в учебный центр (п. 2.3.2 постановления № 1/29).

В этот список должны войти:

  • директор;
  • руководители подразделений;
  • сотрудники, которые выдают наряды-допуски;
  • сотрудники, которые проводят стажировку;
  • сотрудники, которые занимаются осмотром инструмента;
  • технические руководители;
  • главные специалисты.

Составьте приказ о направлении работников на обучение в учебный центр. После того как руководители работ пройдут обучение, назначьте их приказом ответственными за проведение инструктажей на рабочем месте по подразделениям соответственно.

Остальных сотрудников, которые не войдут в список, обучайте в своей организации внутренней комиссией.

Создайте приказ о назначении комиссии и положение о комиссии по охране труда.

Кликните на картинку, чтобы прочитать ответ

ШАГ 2. ДОКУМЕНТЫ

Разработайте и утвердите положение о системе управления охраной труда, для этого используйте типовое положение, которое утвердил Минтруд приказом от 19.08.2016 № 438н.

Разработка положения о СУОТ должна стать первым шагом в создании и обеспечении функционирования эффективной системы управления охраной труда в компании.

Составьте перечень локальных документов, которые должны быть в вашей организации. Этот перечень зависит от численности работников, видов деятельности предприятия, наличия вредных условий труда и других факторов.

Пример: На предприятии, где электротехнический персонал обучают внутри организации, должен быть приказ «О создании комиссии для проверки знаний электротехнического и электротехнологического персонала организации». А компании, где в штате нет электрика, этот документ не нужен.

Для создания перечня документов также можете воспользоваться чек-листами ГИТ. Из них вы сразу узнаете, какие документы запросят у вас при проверке.

Основные ЛНА, которые должны быть в организации, собраны в рекомендации.

В ваш список документации должны войти:

Внимание: если в компании не вели журнал вводного инструктажа, начинайте новый с даты вашего назначения.

Нельзя восстанавливать журнал задним числом. Кто-нибудь из сотрудников может пожаловаться в ГИТ из-за того, что подписи хотят собрать задним числом, или инспектор обратит внимание, если журнал, которому по дате не один год, выглядит как новый.

Кликните на картинку, чтобы прочитать ответ

Ситуация: нужно ли ознакомить работников с НПА по охране труда под подпись

Нет, работников с нормативно-правовыми актами по охране труда под подпись знакомить не надо. Законодательство этого не требует.

Для работников нужно проводить инструктажи и обучение по охране труда в соответствии с Порядком № 1/29 по программам, которые разрабатывают с учетом требований НПА. Роспись работника в журнале инструктажей подтверждает, что они ознакомились с НПА по охране труда, которые необходимы для сферы деятельности, а подпись в протоколе проверки знаний подтверждает, что они знают все необходимые требования. Знакомить работников под подпись нужно с локальными нормативными актами компании.

ШАГ 3. СОУТ, СИЗ, МЕДОСМОТРЫ

Начните процедуру по проведению спецоценки условий труда, провести ее необходимо на основании Закона № 426-ФЗ. Как провести спецоценку быстро, экономично и качественно, узнайте из рекомендации.

По итогам спецоценки вы получите отчет с картами СОУТ для каждого рабочего места, там эксперт укажет необходимость проводить медосмотр и основание по приказу Минздрава № 302н. Организовать медицинские осмотры поможет рекомендация.

Пока результатов СОУТ нет, проводите медосмотр по факту присутствия вредного производственного фактора. По приложению 2 к приказу № 302н проводите медосмотр по факту выполнения трудовых обязанностей.

Так, списки на медосмотр будут больше, чем если бы была проведена СОУТ. После СОУТ сделайте необходимые корректировки.

Также проверьте, как ведется работа со средствами индивидуальной защиты. Порядок выдачи, учета и хранения СИЗ определен Трудовым кодексом и Межотраслевыми правилами, утвержденными приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н.

Если в компании есть работы с вредными и (или) опасными условиями труда, работы, которые выполняют в особых температурных условиях или которые связаны с загрязнением, обязательно организуйте работу со средствами индивидуальной защиты. Как сделать это правильно и какие документы оформить, читайте в рекомендации.

Проведите в первое полугодие своей работы медосмотробучение по охране труда и спецоценку, во втором полугодии организуйте производственный контроль за санитарно-гигиеническими условиями и запланируйте закупку СИЗ на следующий календарный год.

Кликните на картинку, чтобы прочитать ответ

ШАГ 4. РИСКИ

Осмотрите территорию предприятия, выявите недочеты. Например, работники не используют СИЗ, места проведения опасных работ не ограждены, отсутствует разметка и предупредительные знаки, территория плохо освещена.

Все, что вы заметите при визуальном осмотре, – потенциальный несчастный случай, поэтому постарайтесь устранить подобные нарушения как можно скорее.

Введите ступенчатую форму контроля за охраной труда. Это обязательно на основании статьи 212 ТК и пункта 55 положения о СУОТ. Ступеней может быть любое количество, определите его в зависимости от особенностей производства. Как ввести такую форму контроля, смотрите на примере трех ступеней в рекомендации.

После проведите оценку профессиональных рисков, чтобы снизить затраты организации за счет улучшения условий труда. Чтобы провести оценку, воспользуйтесь пошаговым алгоритмом и примерами создания классификаторакарты и шкалы оценки рисков.

После того как вы оцените весь масштаб своей работы, составьте поэтапный план. Распределите свою работу на четыре квартала. Распределите все мероприятия на год. Если придет инспектор ГИТ, он увидит ваш план и поймет, что работа по охране труда уже началась. Штраф будет, но правонарушение не будет признано длящимся и вы не понесете ни дисциплинарную, ни административную ответственность.

Кликните на картинку, чтобы прочитать ответ

ШАГ 5. ПРОВЕРКИ

Проверьте, включена ли компания в план проверок на текущий год. Эту информацию можно узнать на сайте территориальной ГИТ или на сайте Генпрокуратуры.

Если увидите свою компанию в списке, начинайте подготовку к проверке. Читайте в рекомендациях, как инспекция труда проведет плановую проверкучто перед ней учесть и как подготовиться к проверке по чек-листам.

Также в компании может пройти внеплановая проверка. Основания для внеплановых проверок приведены в статье 360 ТК, самое распространенное – жалоба работника.

О внеплановой проверке сообщают, как правило, не менее чем за 24 часа. Но если проверка пройдет по жалобе работника, инспекторы не предупредят (ч. 9 ст. 360 ТК).

Читайте в рекомендации, как пройдет внеплановая проверка и как к ней подготовиться.

Кликните на картинку, чтобы прочитать ответ

Ситуация: как организовать охрану труда на малом предприятии

Для малых предприятий действуют общие требования охраны труда. В том числе на таких предприятиях нужно:

Внимание: до 31 декабря 2018 года в план проверок инспекции труда не включают малые предприятия (ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ). 

Это правило не действует на малые предприятия в отдельных сферах.

Особенности работы службы охраны труда на малых предприятиях зависят от количества работников на предприятии. Если на малом предприятии работает 50 и более человек, нужно ввести должность специалиста по охране труда или создать службу охраны труда.

Когда количество сотрудников в организации меньше 50 человек, создавать службу охраны труда или вводить должность специалиста по охране труда необязательно (ст. 217 ТК). В этом случае за охрану труда могут отвечать:

Передать ведение охраны труда на малом предприятии на аутсорсинг возможно, только если на предприятии меньше 50 сотрудников. Перед заключением договора со сторонней организацией проверьте ее регистрацию в Реестре аккредитованных организаций по охране труда.