Восемь вопросов о стажировке, о которых спорят коллеги
Вопрос 1. О стажировке при допустимых условиях труда
Нужно стажировать только тех сотрудников, которых принимают на работу с вредными или опасными условиями труда?
В чем спор. Работодатель организовал стажировку только для работников с 3-м классом условий труда и выше, руководствуясь статьей 225 Трудового кодекса. После проверки инспектор ГИТ выписал предписание и потребовал стажировать даже тех, у кого допустимые условия труда. Работодатель с ним не согласен. Кто прав и кого все-таки стажировать?
Как правильно. Стажировку на рабочем месте проводят не только сотрудникам с вредными и опасными условиями труда. Также ее организовывают, когда этого дополнительно требуют отраслевые правила по охране труда или другие нормативные правовые акты (ч. 3 ст. 225 ТК). Например, стажировка обязательна для всего электротехнического персонала. Поэтому, если главный энергетик выполняет в электроустановках ремонтные работы лично или в составе бригады, его стажируют в общем порядке (п. 1.4.5.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. приказом Минэнерго от 13.01.2003 № 6, далее — ПТЭЭП). Поэтому, когда принимаете решение о необходимости стажировки, изучите НПА по виду деятельности.
Вопрос 2. Об оформлении стажировки водителей
Нужно ли составлять отчет о стажировке водителя?
В чем спор. Мы спросили у коллег, как оформить стажировку водителя на рабочем месте. Нам посоветовали воспользоваться Положением о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Но этот документ советского периода. Можно им руководствоваться?
Как правильно. Проводите и оформляйте стажировку водителей по порядку, утв. приказом Минтранса от 11.03.2016 № 59 (далее — Порядок № 59). Это действующий нормативный документ, который прошел регистрацию в Минюсте. РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 не правовой акт и носит рекомендательный характер. Поэтому руководствоваться им можно только в тех случаях, когда он не противоречит Порядку № 59.
Обратите внимание
Храните стажировочный лист пять лет (п. 19 Порядка, утв. приказом Минтранса от 11.03.2016 № 59)
После стажировки водителя оформите стажировочный лист (п. 18 Порядка № 59). Закон не устанавливает для него обязательной формы, поэтому разработайте бланк, удобный для себя. Чтобы не получить замечаний инспектора, в нем укажите:
- сведения о транспортном средстве;
- Ф. И. О. стажера;
- Ф. И. О. наставника;
- дату, время и количество часов стажировки;
- замечания наставника;
- заключение специалиста, ответственного за БДД.
Вопрос 3. О продолжительности стажировки
Кто и как устанавливает длительность стажировки?
В чем спор. В нормативных документах прописана разная продолжительность стажировки. Например, в ГОСТ 12.0.004–2015 указано от 3 до 19 смен, а в ПТЭЭП — от 2 до 14. Как правильно установить срок стажировки и по каким нормам, чтобы не получить штраф от проверяющего?
Как правильно. Продолжительность стажировки определяет руководитель структурного подразделения, где работает принятый сотрудник. Ее устанавливают индивидуально для каждого в зависимости от требований правил и локальных документов, а также образования, квалификации и опыта работы.
Минимальное количество смен устанавливают исходя из требований нормативного правового документа, зарегистрированного в Минюсте. Например, стажировка электрика должна длиться не менее двух смен (п. 1.4.11 ПТЭЭП). Можно продлить стажировку, если у новенького работника недостаточно опыта или он не прошел проверку знаний. Для этого наставник составляет руководителю служебную записку, на основании которой издают приказ о продлении срока.
Вопрос 4. О стажировке при переводе на другую работу
Стажировку проводят только при трудоустройстве?
В чем спор. В Трудовом кодексе указано, что стажировку проводят при приеме на работу. Специалист по охране труда считает, что ее проводят еще после перевода на новую должность. Главный инженер с ним не согласен. Кто прав?
Как правильно. Чтобы определить, когда работнику организовать стажировку, руководствуйтесь не только Трудовым кодексом, но и отраслевыми правовыми актами. Например, для водителей ее проводят при трудоустройстве, перерыве в работе больше одного года и переводе на новый маршрут или транспорт (п. 13 Порядка № 59). Также это касается электротехнического персонала (п. 1.4.8 ПТЭЭП). Его стажируют, когда:
- допускают к самостоятельной работе;
- переводят на другую работу, связанную с эксплуатацией электроустановок;
- был перерыв в работе больше одного года.
Вопрос 5. О водителе-наставнике
Кто имеет право стажировать водителей?
В чем спор. В Порядке обучения № 1/29 не указано, кто стажирует новеньких работников. Специалист по охране труда настаивает, что по аналогии с первичным инструктажем на рабочем месте — непосредственный руководитель. Но начальник транспортного цеха отказывается от наставничества. Может проводить стажировку его заместитель?
Как правильно. Не обязательно назначать наставником непосредственного руководителя или его заместителя. Проводить стажировку может любой штатный водитель, которого приказом назначили наставником, если он за последний год не нарушил ПДД и не попал в ДТП по своей вине. Кроме этого, у наставника должен быть необходимый опыт работы, который зависит от типа транспорта. Так, при стажировке на легковых или грузовых автомобилях — три года, а на автобусе, трамвае или троллейбусе — пять лет (п. 16 Порядка № 59).
Кто будет стажировать новичков — решает работодатель и назначает ответственных приказом. Для удобства в организациях разрабатывают положение о стажировке, в нем прописывают требования к наставнику в зависимости от профессии и нормативных документов.
Вопрос 6. О стажировке для единственного работника
Как организовать стажировку и кого назначить наставником, если с аналогичной профессией других работников у ИП нет?
В чем спор. Индивидуальный предприниматель принял на работу курьера на личном автомобиле. По закону ему нужна стажировка. Но ИП сам ее провести не может, так как у него нет водительских прав. Как быть в такой ситуации?
Как правильно. Закон не требует, чтобы водителем-наставником был работник вашей компании. Им можно назначить привлеченного специалиста по гражданско-правовому договору, например инструктора автошколы. При этом убедитесь, что квалификация наставника соответствует требованиям Минтранса.
Кроме наставника, стажера-водителя к самостоятельной работе допускает ответственный за БДД. Для этого вы вправе привлечь специалиста по договору ГПХ. Запросите у него выписку из протокола о пройденной аттестации по безопасности дорожного движения в комиссии Ространснадзора (п. 18 Порядка № 59).
Вопрос 7. О стажировке молодых специалистов
Нужно ли стажировать новеньких работников, если они закончили институт в 2020 году?
В чем спор. Мы принимаем на работу молодых специалистов сразу после вуза. Наш юрист говорит, что новичкам не устанавливают испытательный срок, если их трудоустроили в течение первого года после вручения диплома. Получается, что стажировку проводить тоже не нужно?
Как правильно. Стажировка не зависит от испытательного срока. Ее проводят, чтобы новичок получил опыт работы и знания в конкретной профессии, навыки безопасной работы, то есть повысил свою квалификацию под руководством опытного наставника. А испытания помогают определить, как сотрудник справляется с работой и соответствует ли занимаемой должности. Поэтому, если выпускника приняли на работу повышенной опасности или с вредными условиями труда, проведите ему стажировку вне зависимости, указан в трудовом договоре испытательный срок или нет.
Вопрос 8. О дублировании и стажировке
Обратите внимание
Дублирование проходят оперативный и оперативно- ремонтный персонал (п. 1.4.5.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. приказом Минэнерго от 13.01.2003 № 6)
Электротехническому персоналу перед допуском к самостоятельной работе проводят стажировку и дублирование. В чем различие между этими подготовками?
В чем спор. Начальник говорит, что никаких отличий между стажировкой и дублированием нет. Ведь в обоих случаях работник трудится под надзором мастера. Я с ним не согласен и считаю, что при дублировании персонал может работать без наблюдения. Кто из нас прав?
Как правильно. Стажировку проводят до проверки знаний требований охраны труда. При этом новичок осваивает те знания, которые получил на профобучении. Стажер не эксплуатирует электроустановки самостоятельно. Он отрабатывает практические навыки безопасной работы под руководством наставника, который несет ответственность за его ошибки.
При дублировании новичок работает в электроустановке под наблюдением ответственного лица, что требует определенных знаний и навыков. Поэтому его проводят после инструктажей по охране труда и пожарной безопасности, стажировки, обучения и проверки знаний. За все действия новичка на рабочем месте в равной мере отвечают как ответственное лицо, так и дублер.
«Восемь вопросов о стажировке, о которых спорят коллеги»
© Материал из Справочной системы «Охрана труда».
Подробнее: https://vip.1otruda.ru/#/document/189/850225/280d8942-47c3-4e49-afc9-267a5b5e9482/?of=copy-e73d9cc4f3