Чтобы возместить средства, которые уплачены в ФСС:

Узнайте в бухгалтерии сумму взносов, которые можно возместить

Заранее уточните в бухгалтерии, какую сумму страховых взносов за прошлый год можно вернуть от ФСС. Это не реальные деньги, а разрешение потратить часть страховых взносов за текущий год на мероприятия по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний. Если заранее знать сумму – это поможет спланировать мероприятия, которые можно заявить на возмещение.

В общем случае можно вернуть до 20 процентов от суммы страховых взносов. Сумму возврата можно увеличить до 30 процентов, если дополнительные средства сверх 20 процентов направить на санаторно-курортное лечение работников предпенсионного возраста (п. 2 Правил, утв. приказом Минтруда от 10.12.2012 № 580н (далее – Правила)).

Чтобы рассчитать максимальную сумму, которую можно возместить от ФСС, используйте формулу:

Взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, начисленные организацией за предыдущий год

Расходы на выплату обеспечения по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний, произведенные организацией в предыдущем году

×

20%

Такое условие установлено в абзаце 3 пункта 2 Правил.

Пример: Расчет суммы взносов, которые можно возместить из ФСС, в организации, где работают 65 сотрудников

В организации работает 65 офисных сотрудников со средней зарплатой 40 000 руб. в месяц (фонд оплаты труда – 2 600 000 руб.). Страховой тариф, по которому уплачивают взносы в ФСС за 2018 год, – 2,9%. Взносы в ФСС за 1 месяц:

2 600 000 руб. × 2,9% = 75 400 руб.

Взносы в ФСС за год:

75 400 руб. × 12 мес. = 904 800 руб.

Компенсация по предшествующему году:

904 800 руб. × 20% = 180 960 руб.

Итого 180 960 руб. – это та сумма, которую можно вернуть от ФСС и потратить на мероприятия по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний.

Для организаций с численностью до 100 человек, которые в течение двух предыдущих лет вообще не финансировали профилактику травматизма, нужно дополнительно соблюдать два условия:

  • сумму возврата страховых взносов нужно рассчитывать с учетом страховых взносов не за прошлый год, а за предыдущие три года;
  • максимальная сумма возврата страховых взносов должна быть не больше общей суммы страховых взносов организации за текущий год.

Такие правила установлены в абзацах 4–6 пункта 2 Правил.

Подберите мероприятия для максимального возмещения взносов и откорректируйте план мероприятий

С учетом сумм, которые планируете возместить за счет ФСС, определите мероприятия, расходы на которые можно возместить. При расчете возмещаемых сумм выгоднее подобрать мероприятия, которые позволят получить максимальную сумму возмещения.

После этого, если необходимо, внесите коррективы в существующий план мероприятий. Чтобы откорректировать план, его должен переутвердить руководитель предприятия.

Пример: Выбор мероприятий для возмещения затрат от ФСС

Сумма взносов, подлежащих возмещению через ФСС, – 800 тыс. руб.

За отчетный год предприятие:

  • приобрело СИЗ на сумму 500 тыс. руб.;
  • провело медосмотров на сумму 200 тыс. руб.;
  • потратило на СОУТ 400 тыс. руб.;
  • затратило на обучение по охране труда 150 тыс. руб.

Вы можете в план финансового обеспечения включить любые затраты по своему усмотрению, но в зачет пойдет сумма, не превышающая сумму взносов, то есть 800 тыс. руб.

В отделение ФСС вы представляете:

  • первый вариант: документы по проведению СОУТ на сумму 500 тыс. руб. + обеспечение СИЗ на сумму 300 тыс. руб.;
  • второй вариант: документы по проведению СОУТ на сумму 500 тыс. руб. + обеспечение СИЗ на сумму 400 тыс. руб.
  • третий вариант: документы по проведению СОУТ на сумму 500 тыс. руб. + медосмотры на сумму 200 тыс. руб. + обучение по охране труда 150 тыс. руб.
  • четвертый вариант: затраты на СОУТ 400 тыс. руб. + медосмотры на сумму 200 тыс. руб. + обучение по охране труда 150 тыс. руб. Общая сумма составит 750 тыс. руб.
    В зачет пойдет сумма 750 тыс. руб., то есть сумма, на которую вы фактически представили документы.
Мероприятия, затраты на которые можно возместить за счет ФСС

Мероприятия, за которые можно вернуть затраты, перечислены в пункте 3 Правил:

Ситуация: за покупку каких СИЗ можно получить возмещение за счет ФСС

За счет ФСС можно возместить расходы на СИЗ, которые работникам нужно выдать по Типовым нормам бесплатной выдачи СИЗ либо по результатам спецоценки условий труда. При этом СИЗ, которые закупил работодатель, должны быть произведены на территории России или других государств – членов Евразийского экономического союза: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии (подп. «г» п. 3 Правил).

ФСС возместит расходы на СИЗ в пределах 20 процентов страховых взносов, которые предприятие уплатило в предшествующем году.

Чтобы подтвердить расходы на покупку СИЗ, к заявлению в ФСС нужно приложить:

1. Перечень приобретаемых СИЗ.

В перечне нужно указать:

  • профессии и должности работников, для которых приобретались СИЗ;
  • пункт и реквизиты типовой нормы, по которой работникам нужно выдавать соответствующие СИЗ;
  • количество СИЗ;
  • стоимость;
  • дату изготовления;
  • срок годности.

2. Перечень СИЗ, приобретаемых с учетом результатов спецоценки.

В перечне нужно указать:

  • профессии и должности работников, для которых приобретались СИЗ;
  • норму выдачи СИЗ;
  • количество СИЗ;
  • стоимость;
  • дату изготовления;
  • срок годности.

3. Копии сертификатов или деклараций соответствия СИЗ техрегламенту ТС «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011).

На какие СИЗ нужна декларация о соответствии, а на какие – сертификат соответствия, читайте в рекомендации.

4. Документы, которые подтверждают, что СИЗ произвели на территории России или других государств – членов ЕЭС.

Чтобы подтвердить факт производства СИЗ на территории России, нужно представить копию заключения о подтверждении производства промпродукции на территории РФ, которое выдает Министерство промышленности и торговли.

Чтобы подтвердить факт производства СИЗ на территории других государств – членов ЕЭС, достаточно копии декларации о происхождении товара или сертификата о происхождении товара.

Документы, которые нужно приложить к заявлению для возмещения расходов на СИЗ, перечислены в подпункте «г» пункта 4 Правил.

Ситуация: можно ли возместить расходы на обязательные медосмотры работников за счет ФСС

Да, можно, но только на обязательные периодические медосмотры работников, которые заняты на работах с вредными или опасными производственными факторами. Это указано в подпункте «е» пункта 3 Правил.

Для возмещения расходов на периодические медосмотры к заявлению в ФСС нужно приложить копии:

  • списка работников, которых нужно направить на периодический медосмотр в текущем календарном году;
  • договора с медучреждением;
  • лицензии медучреждения.

Документы, которые нужно приложить для возмещения расходов на периодические медосмотры, перечислены в подпункте «е» пункта 4 Правил.

Ситуация: можно ли за счет взносов на травматизм возместить расходы на медосмотр сотрудников, которые заняты за компьютером более 50 процентов времени. По результатам спецоценки условия не признаны вредными

Да, можно.

ФСС возмещает расходы на проведение обязательных периодических медосмотров работников, которые заняты на работах с вредными и опасными производственными факторами. Это указано в Правилах финансирования, которые утверждены приказом Минтруда от 10.12.2012 № 580н.

Работа на компьютере – это вредный производственный фактор (п. 3.2.2.4 приложения 1 к приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н). Таким образом, работодатель вправе получить от ФСС возмещение расходов на проведение медосмотров по этому фактору.

Внимание: есть риск, что ФСС откажет в возмещении взносов на медосмотры с 1-м и 2-м классами условий труда по результатам СОУТ.

Свяжитесь со специалистом ФСС, к которому прикреплено предприятие по зоне обслуживания

Выясните в бухгалтерии организации, к какому отделению ФСС отнесено предприятие, и позвоните, чтобы узнать, к кому из специалистов прикреплено предприятие. Перечень территориальных органов ФСС в субъектах РФ с адресами и телефонами можно найти в приложении № 1 к Административному регламенту, утвержденному приказом Минтруда от 02.09.2014 № 598н (далее – Административный регламент). График работы территориальных органов ФСС приведен в приложении № 2 к Административному регламенту.

Сообщите специалисту ФСС, что собираетесь написать заявление о возмещении страховых взносов. Узнайте у специалиста сумму взносов по данным ФСС, которая подлежит возмещению.

Специалист отделения ФСС окажет содействие, так как количество принятых заявлений – один из показателей его работы.

Как правило, специалист ФСС:

  • помогает выбрать позицию или позиции, по которым ФСС возместит взносы;
  • проконсультирует о документах по выбранной позиции, которые нужно приложить к заявлению;
  • направит действующие формы документов – заявление, план финансового обеспечения и т. п.;
  • проверит, правильно ли составлены документы, по электронной почте – это избавит вас от дополнительных поездок в отделение ФСС без предварительного согласования документов.

Составьте план финансового обеспечения

Перед тем как составить пакет документ в ФСС, оформите план финансового обеспечения. Включите в план затраты на охрану труда предприятия в отчетном году. Можно включить в план финансового обеспечения затраты, которые предприятие только планирует. Например, планируемую спецоценку условий труда можно включить в план и представлять поэтапные отчеты о ее проведении в отделение ФСС. Для этого необходимо, чтобы предприятие заключило договор с организацией, которая проводит спецоценку, до подачи заявления в ФСС.

Если предприятие включило в план будущие расходы и не полностью их использовало, об этом сообщите в ФСС до 10 октября (п. 13 Правил).

План финансового обеспечения подпишите у главного бухгалтера и у генерального директора предприятия. Затем отнесите два экземпляра плана в отделение ФСС. После проверки плана на вашем экземпляре работники ФСС поставят отметку о принятии.

Получите у специалиста отделения ФСС заверенную выписку из приказа о финансовом обеспечении мер для вашего предприятия.

Направьте заявление и пакет необходимых документов в ФСС

Чтобы оформить возврат средств на охрану труда от ФСС, составьте заявление и приложите к нему пакет необходимых документов. Подать заявление нужно до 1 августа текущего календарного года в территориальный орган ФСС по месту регистрации предприятия. Не обращайтесь в крайний срок, лучше сделайте это за несколько месяцев. Если в документах найдут ошибки, то заявление вернут для устранения. В этом случае есть риск пропустить срок подачи.

Заявление заполните на бумажном носителе или в форме электронного документа. Форма заявления приведена в приложении № 3 к Административному регламенту.

Внимание: перед визитом в отделение ФСС получите у руководителей предприятия доверенность на представление интересов предприятия в отделении ФСС.

Если заявление подаете в бумажной форме, то оформите два экземпляра. На вашем экземпляре специалист отделения ФСС сделает отметку в принятии заявления и назначит проведение камеральной проверки по наличию (отсутствию) пеней.

К заявлению приложите:

Чтобы обосновать финансовое обеспечение предупредительных мер, дополнительно приложите документы или их копии, которые подтвердят необходимость финансового обеспечения предупредительных мер, по таблице (п. 4 Правил).

Таблица. Документы для обоснования финансового обеспечения предупредительных мер 
Ситуация: нужно ли при возврате средств из ФСС за спецоценку прикладывать пояснительную записку, почему в организации проводят СОУТ? ФСС требует представить такую записку

Узнайте, принял ли ФСС заявление

Чтобы узнать, принял ли ФСС заявление, зайдите на официальный сайт территориального органа ФСС. На сайте в течение одного рабочего дня с даты регистрации заявления появится информация о поступившем заявлении и о ходе его рассмотрения.

ФСС примет решение возмещать или не возмещать взносы предприятию в срок, который зависит от суммы взносов.

Таблица. Срок принятия решения ФСС о возмещении взносов на травматизм

Сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год

Кто принимает решение

Срок рассмотрения

До 10 млн руб. включительно

Территориальный орган ФСС

В течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов

Более 10 млн руб.

Территориальный орган ФСС после согласования с ФСС России

В течение 3 дней после получения документов территориальный орган направляет их на согласование в ФСС России. ФСС России согласовывает представленные документы в течение 15 дней с момента получения

Свое решение ФСС оформит приказом и направит его в течение трех рабочих дней на предприятие. Если ФСС откажет в финансировании, то он укажет причины отказа.

ФСС может отказать в возмещении взносов по одной из четырех причин:

  • у предприятия есть задолженность по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления. Риск отказа есть, даже если долг составляет несколько рублей;
  • документы содержат недостоверную информацию;
  • средства на возмещение взносов предприятиям, которые предусмотрены бюджетом ФСС, полностью распределены;
  • предприятие представило неполный комплект документов.

По другим причинам ФСС отказать не вправе. Об этом сказано в пунктах 8–10 Правил, утвержденных приказом Минтруда от 10.12.2012 № 580н.

Ежеквартально отчитывайтесь в ФСС

Об использовании страховых взносов на финансирование профилактики травматизма и профзаболеваний нужно ежеквартально отчитываться. Отчеты составляйте по рекомендуемой форме из приложения 1 к письму ФСС от 20.02.2017 № 02-09-11/16-05-3685. Отчетные документы сдавайте специалисту отделения ФСС по реестру.

Если расходы не подтверждены документами о целевом использовании средств, их не засчитывают в счет уплаты страховых взносов (п. 14 Правил, утв. приказом Минтруда от 10.12.2012 № 580н).